Свято-Введенский храм

Литургия в храме совершается по воскресеньям и двунадесятым праздникам. Начало в 9:00.

В 1895 году к школьному зданию был пристроен двухэтажный деревянный дом, где отвели помещения для домовой церкви. Церковь была освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы — в присутствии обер-прокурора Св. Синода К.П.Победоносцева. Церемония освящения состоялась 19 декабря 1895 года. Стены храма были окрашены в голубой цвет, иконостас был выполнен по проекту академика архитектуры М.Т.Преображенского. Он представлял собой тонкую художественную резьбу по клену и своим видом напоминал слоновую кость. Легкая люстра богемского хрусталя украшала храм, изящная простота отделки интерьера располагала к молитвенному настроению. Вот что сообщили по поводу освящения новоустроенного храма «Церковные ведомости» за 1896 год: В Свято-Владимирской женской церковно-учительской школе в Санкт-Петербурге 19 минувшего декабря совершено преосвященным Антонием, архиепископом Финляндским, освящение вновь устроенного храма. Попечительницей школы состоит Е.А.Победоносцева. На торжестве присутствовали г-жа попечительница, г. Обер-Прокурор Святейшего Синода К.П.Победоносцев, товарищ его В.К. Саблер, а так же городской голова В.А. Ратьков-Рожнов, другие почетные лица и все учащие и учащиеся. Очень красив и изящен иконостас в новом храме – белый, из заграничного клена, своим видом напоминающего слоновую кость".

В 1898 году деревянная церковь была разобрана, и на ее месте отстроена каменная пристройка, в которой церковь была восстановлена в размерах бывшей деревянной.

Новый каменный храм школы стал настоящей достопримечательностью Санкт-Петербурга. В №11 «Церковных ведомостей» за 1902 год дается его подробное описание: «20 декабря истекшего года для Свято-Владимирской церковной учительской школы было днем великого торжества: совершено освящение церкви при школе. Вновь освященная школьная церковь – уже вторая со времени основания школы… Новоустроенная церковь помещается во втором этаже. Церковь и сама по себе поместительна для школьной собственно братии; но непосредственно к ней примыкает ряд свободных помещений, в которых во время торжественных богослужений может поместиться значительное число и посторонних богомольцев. По своему внутреннему устройству церковь может поистине назваться достопримечательностью столицы. Живопись, исполненная Сафоновым под непосредственным руководством А.А.Новоскольцева, великолепна. При входе в церковь главное внимание привлекает большая запрестольная картина, работы самого Новоскольцева. «Мироносицы у гроба Спасителя и Ангел, сидящий на камне».

По боковым стенам, в небольших углублениях, обрамленных орнаментированных медальонах помещены иконные изображения святых детей рисунка художника А.В.Серебрякова, по правой стороне, начиная от алтаря к западным вратам, изображены: св. мученик Иоанн, св. мученицы - Любовь, Надежда, Вера. По левой стороне: св. мученик Кирилл, св. мученица Евдокия, св. мученица Феодотия, св. мученица Феоктиста.

Потолок лазурного цвета плоско-сводчатый, украшенный простым рельефным орнаментом (двойные диагонали, разделяющие все поле потолка на ромбы), усеян изображениями поющих ангелов (головки). Ангелы также изображены над карнизами стен (поясные изображения),на восточной – алтарной стене(с рипидами) и на западной – по сторонам изображения Доброго Пастыря.
Общее настроение всей живописи идиллическое, отличавшее, как известно, древнехристианскую живопись: цветы, деревья, обрисовывающиеся на голубом небе, плещущиеся о берег волны моря, дорога, пробегающая средь желтеющей нивы, зеленый луг, стадо овец, отдыхающее на чудной равнине, горы, синеющие на горизонте – вот основные фоны стенных картин школьной церкви.

Иконостас, сделанный по рисунку профессора архитектуры М.Т.Преображенского П.С. Абросимовым, кленового дерева, тонкой ажурной работы, кленового дерева, тонкой ажурной работы, отличается чрезвычайным изяществом. Над царскими вратами, опираясь на арки местных икон, возвышается центральная часть иконостаса в виде легкой сени, под которой образует над царскими вратами просвет; через него видна вся запрестольная картина. Вся утварь церковная, начиная с одежды на престоле с ангельскими изображениями (девятью головками), писанными известной художницей Е.М. Бем, и, кончая ковром, который тянется облачального до горнего места, гармонирует с прочей красотой храма, составляя одно художественное целое.

Освящение престола и антиминса и стен церковных торжественно совершено высокопреосвященным митрополитом Санкт-Петербургским Антонием в сослужении отцов В.А.Акимова, Г.С.Петрова, В.В.Белогостицкого и К.В.Ивановского – законоучителя.

Храм закрыт в апреле 1918, когда в здание въехал комиссариат здравоохранения, и 17 января 1923 ликвидирован. Вскоре здание заняла больница, а в 1932–1933 его надстроили тремя этажами и переделали, но помещение бывшей церкви сохранилось. В 1992 на могиле Победоносцева поставлен деревянный крест.

Летом 2001 здание возвращено Новодевичьему монастырю, и в церкви начат ремонт. 20 декабря 2001, спустя сто лет после освящения, в помещении церкви состоялся первый молебен.

Летом 2015 года, в год 1000-летия со дня преставления небесного покровителя школы святого князя Владимира, артелью иконописцев под руководством Якова Прокофьева в школьном храме были созданы четыре композиции, посвященные житию Божией Матери: на южной стене – «Обручение Иосифу», «Благовещение», на северной - «Рождество Божией Матери», «Введение во храм». Росписи выполнены в каноне, за основу взяты древнерусские образцы.

По воскресным и праздничным дням в храме совершаются богослужения, в которых непосредственное участие принимаю учителя и учащиеся Свято-Владимирской школы. Дети читают уставные молитвы, поют на клиросе и прислуживают в алтаре. Двери Введенского храма открыты для всех и помолиться на детском Богослужении может каждый.

Свято-Введенский храм
Изящный орнамент обрамляет четыре картины работы художников Блазнова, Шарворока и Васильева, по две на каждой стороне. Направо от входа – «Явление ангелов пастухам в ночь Рождества Христа Спасителя (Лук.2,9), 2) «Христос благословляет детей» (Мф.19,14), на левой – «Явление воскресшего Господа ученикам на море Тивериадском»(Иоанн, 21,4), «Христос с учениками Лукой и Клеопой на пути в Еммаус» (Лук.24,13).
Каменная школьная домовая церковь в честь Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии освящена была 20 декабря 1901 года митрополитом Антонием (Вадковским).

Из воспоминаний ученицы: «Мы первый раз вошли в церковь. И она меня поразила: душу сразу охватывает что-то теплое, чудное… Кажется, что за престолом в алтаре стоит живой ангел. Служил митрополит Антоний. Величественная осанка, строгое и вместе доброе лицо…»

«Исповедь бывает вечером, - вспоминает Шура Кузьмина. – Пред ней мы волнуемся, плачем, припоминаем все свои недостатки, просим друг у друга прощения. В зале на ковре ставится аналой, на нем лежат крест и Евангелие. Пред образом Спасителя тихо теплится лампада и озаряется светлый лик Христов. Господь с любовью взирает на детей, приходящих к нему с раскаянием. …Исповедь началась. Сидим в классе, читаем Евангелие и по очереди идем к батюшке. Трепетно бьется сердце, когда подхожу к аналою… После исповеди светло, легко. В душе мир.

На другой день одеваемся во все чистое и идем в церковь. Нередко служит Преосвященнейший Антоний (после митрополит С.-Петербургский), и тогда еще трогательнее бывает божественная служба. Всегда он радует нас добрым, простым своим словом… Радостно забьется сердце, когда соединишься соХристом. В ту минуту всех любишь, всем хочешь сделать добро. Помню слова одной из нас после службы: «Девочки! Какие лица-то у всех вас радостные и глаза светлые!» Наша добрая Екатерина Александровна не оставляет нас в эти дни. Чувствуем ее любовь и всегда о ней молимся.

Кроме школы, никаких интересов у Екатерины Александровны, видимо, нет. Только мать может находить для себя удовольствие в одних лишь своих детях…

…В прощенное воскресенье перед сном принесли письмо от Екатерины Александровны. Она писала: «Господь да благословит миром наступающие святые дни». Она прощала нас, каждую обнимала и поручала Божией Матери».

Храму Свято-Владимирской школы была посвящена целая статья в журнале «Русский паломник», заслуживающая того, чтобы привести ее практически полностью. [1]

«Храм, как и все вообще школьные помещения, окрашен в нежный голубой цвет, отчего и сама школа известна под именем Голубой. Небесная окраска невольно поднимает дух вверх – к престолу Божию. Пред вами – бесподобный запрестольный образ: ангел, сидящий на камне, возвещает мироносицам о воскресении Спасителя… Ангел, мироносицы, камень, вход в пещеру, деревья – не оторвать глаз от чудной священной картины… В стенных изображениях очень часто фигурируют – Пастырь и овцы, что, разумеется, имеет весьма глубокий смысл в школьном храме. Не Пастырь ли небесный воспитывает детей школы? Не нуждаются ли они – эти «словесные» овечки, кроткие, незлобивые, юные, неопытные, в небесном попечении? Не на Пастыря ли – Отца небесного – у них только и надежда? Не они ли так часто поют: Господь пасет, как Пастырь, нас?

А вот изображение на правой стене храма – Иисус Христос благословляет детей. Тронет кого угодно. Один малютка сидит у Него на коленях, приклонивнись к Нему головкой. Господь возложил божественную десницу на голову другого, который постарше. Третий малыш с веселыми глазками так и рвется весь ко Спасителю…

А в церковном зале, на стене нарисован Добрый Пастырь. На правой руке его крошечный ягненок, с невыразимо-милыми глазенками, чувствующий себя здесь спокойно, как у своей матери, которая стоит тут же и на него смотрит. Около Пастыря трутся овцы с бесконечной к Нему доверчивостью, с надеждой только на Него…

Выстроившись парами, торжественно идут девочки из классного коридора в церковь: впереди младшие, позади старшие. Чинно располагаются двумя изящными полукругами вдоль северной и южной стен храма. Клиросов нет, поют все. Внутри правого полукруга помещается регент… В церкви читает по очереди каждый класс. А с каким умилением и подъемом они канонаршат – читают стихиры, которые затем поет хор. В торжественные праздники являются в церковь и малыши из образцовой школы, живущие иногда очень далеко, но всегда рвущиеся в школьный храм. Они стоят позади воспитанниц учительской школы. Направо мальчики в кумачовых рубашках, а налево девочки в голубых платьицах, человек сто! Трогательно смотреть, когда детвора, которую приходится разглядывать чуть ли не через микроскоп, чинно подходит ко кресту. Иногда эти малыши самостоятельно, под управлением одной из учениц учительской школы, поют тропарь празднику, Верую, даже пасхальные часы. За всенощной девочки-крошки читают шестопсалмие – выстроятся шесть малюток в ряд и читают каждая по псалму; не утомительно для читающих и каждая вносит что-нибудь свое в чтение.

Замечательно бывает исполнениеГосподи помилуй, - начиная с верхних нот, певицы постепенно спускаются вниз и затем снова поднимаются вверх, где и заканчивают.

«Воздействие благоговейного, стройного богослужения в этом храме на молящихся очень глубокое; служба Божия так заполняет душу, что не замечаешь времени, не ощущаешь усталости.

Красиво сливаются в одну большую картину с голубым храмом две группы воспитанниц школы в праздничных голубых платьях, занимающие в церкви все пространство между солеей и облачальным амвоном. Все поющие делятся на два хора – старший и младший, под общим управлением знатока церковного пения П.П.Мироносицкого. некоторые песнопения исполняются обеими школами – учащими и учащимися. Пение выходит удивительно мощное и согласное.

Поют на всенощной предначинательный псаломБлагослови, душе моя, Господа. Широкою, звучною волною льется и переливается мелодия, встают величавые образы Бога в природе, несется к Небу благодарная песнь и хвала творения премудрому, всемогущему Творцу…

Но вот на рождественской всенощной, словно раскаты грома, загремели могучие, потрясающие стихи пророчестваС нами Бог, исполненные столбовым распевом. Казалось, звуки рвутся через своды храма, чтобы донестись туда, на Дальний Восток, и сказать для вразумления «языков»: сила Руси в том, что с нами – Бог. А если Бог за нас, кто против нас?

Солнце склонилось к западу; поют песнь вечернюю, воспевая святую славу Свету тихому. Наступает затишье, прерываемое лишь глубокими, полными таинственного смысла словами молитвы ветхозаветного старца БогоприимцаНыне отпущаеши.

Отверзаются царские врата, храм залит светом, наполнен дымом кадильным и привольно несется из детских уст радостное, торжественноеХвалите имя Господе. Звучные аккорды широкой мелодии, по греческому распеву, все растут и крепнут, захватывая душу в светлом хвалебном гимне благому и милостивому Богу небесному.

Премудрость… Вонмем! Вся церковь, затаив дыхание, благоговейно, с умилением, внимает вразумительному ровному чтению священника, оглашающего дивную повесть Евангелия: Иисус Христово рождество сицебе…

Великолепно звучит песнопение Воскресение Христово видевши, композиции Архангельского. Широкая, могучая музыка создает торжественный гимн христиан Воскресшему Христу.

…Когда запели Великое славословие, мы стояли в конце церковного коридора. Издали получалась трогательная картина. Казалось, стоящие в храме отроковицы в голубых одеждах сливаются с изображенными на стенах ангелами, составляя один общий хор славословящего воинства… Весь храм едиными усты и единым сердцем пел дивную ангельскую песнь новорожденному Богомладенцу – Слава в вышних Богу и на земли мир. При взгляде на красоту храма, в эти святые минуты хотелось вместе с псалмопевцем воскликнуть: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего.

Всенощное бдение заключилось торжественным пением праздничного кондака. Затем вся школа, по обычаю, с пением тропаря празднику, попарно двинулась из храма в голубой зал, и пред чудно написанным величественным образом благословляющего Спасителя все опустились на колени, допевая рождественскую песнь. Умилительную картину представляли эти склоненные в молитве юные головки, эта великая святая семья будущих просветительниц народа, тихо возрастающая под кровом Е.А.Победоносцевой, составляющей «душу живую» этого единственного в своем роде рассадника просвещения.

После молитвы вся школьная семья, радостная, восхищенная, окружила ее и громко, непринужденно выражала свои поздравления с великим праздником. Слышался бессвязный, шумный, сердечный лепет девочек; видно было, что в этой «голубой школе» главным, связующим всех цементом является святая любовь».


[1] «Русский паломник». Май. 1904